Плавающие автомобили Ford GPA поставлялись в СССР по программе ленд-лиза, в целом в СССР поступило около 2,2 тыс. амфибий. Поступившие машины поступали на вооружение специальных мотострелковых подразделений, отдельных моторизованных батальонов особого назначения, предназначенных для форсирования крупных водных преград в составе передовых эшелонов и захвата плацдармов. Формирование батальонов было начато в апреле 1944-го года и велось Московским учебным бронетанковым центром в учебных лагерях в районе Наро-Фоминска.
Отдельный моторизованный батальон ОСНАЗ содержался по штату № 010/510 и организационно состоял из двух моторизованных рот автоматчиков, включавших в свой состав два взвода автоматчиков и взвод противотанковых ружей/гранатомётов каждая; миномётной роты в составе трёх взводов 82-мм миномётов (по 3 миномёта во взводе); зенитно-пулемётной роты в составе трёх пулемётных взводов (по 3 крупнокалиберных пулемёта ДШК во взводе); сапёрной роты в составе сапёрного, инженерно-минного взводов и взвода сапёр-подрывников; роты технического обеспечения в составе ремонтного и транспортного взводов; взводов управления и хозяйственного обеспечения.
В целом по штату в численность моторизованного батальона ОСНАЗ составляла 616 военнослужащих, из них 48 офицеров, 172 сержанта и 396 рядовых. На вооружении батальона состояли 9 82-мм миномётов, 9 крупнокалиберных пулемётов, 18 реактивных противотанковых ружей (гранатомётов), 12 ручных пулемётов, 280 винтовок и карабинов, 239 пистолетов-пулемётов и 68 револьверов и пистолетов, 5 радиостанций РБМ. Подвижность батальону обеспечивали 100 автомобилей-амфибий Ford GPA, 2 легковых автомобиля Willys MB, 23 грузовых автомобиля ГАЗ-АА и 8 ЗиС-5, 5 специальных машин: походные ремонтные мастерские ПАРМ-А и ПАРМ-Б, походная зарядная станция ПЗС-3, бензозаправщик БЗ-39 и тягач (Studebaker US6).
Всего было сформировано 11 батальонов на плавающих автомобилях получивших номера №№ 72 гв., 252, 271...275 и 283...286. Первые батальоны завершили формирование и убыли в состав Действующей армии в июне 1944-го года - это стали 275-й и 284-й батальоны, принявшие участие в форсировании Свири в ходе наступления войск Карельского фронта на Свирско-Петрозаводском направлении. Формирование остальных батальонов было в целом завершено к концу года. Батальоны плавающих машин выступали в роли средства усиления Резерва Ставки, придаваемого фронтам и использовались при проведении наступательных операций с форсированием крупных водных преград
Journal information