
Железнодорожные орудия Canon de 19 1870/93 TAZ представляют собой 194-мм морские/береговые орудия, установленные на железнодорожный транспортёр. 26 таких орудий было изготовлено в 1915-м году французской машиностроительной фирмой Schneider для нужд французской же армии. Железнодорожные орудия были оставлены на вооружении французской армии и в межвоенный период, и к началу Второй мировой, на вооружении Французской армии оставалось 24 таких орудия. После капитуляции Франции, 9 орудий было взято на вооружение немецкими войсками, под обозначением 19 cm K(E) 486(f); ещё 12 орудий было передано французами итальянской армии.
Орудия 19 cm K(E) 486(f) использовались немцами в системе береговой обороны Атлантического вала, однако впоследствии часть орудий использовалась и на советско-германском фронте, где и были захвачены советскими войсками. По окончанию войны, орудия были переданы на вооружение береговой обороны польских ВМС. Для эксплуатации орудий, в 1947-м году был сформирован дивизион железнодорожной артиллерии - Dywizjon Artylerii Kolejowej/DAKOL. Первоначально дивизион дислоцировался в Оксивье (Гдыня), но к концу 40-х гг. дивизион был передислоцирован в Дарлово. В начале 50-х гг. рассматривался вопрос о замене на транспортёрах французских 194-мм пушек, имевших нестандартные боеприпасы, на 152-мм орудия советского производства, а также введение в состав дивизиона платформ с зенитными орудиями. Однако до реализации этих планов дело не дошло - в начале 50-х гг. из СССР стали поступать подвижные орудия береговой обороны, и 194-мм транспортёры были сняты с вооружения. а дивизион DAKOL был расформирован

Транспортёры из состава DAKOL на огневых позициях; ~ конец 40-х гг.
Journal information