Флагман континентальной державы

Чехословацкий речной монитор President Masaryk



В 1919-м году были образованы военно-морские силы Чехословацкой Республики. Первоначально они состояли из двух отрядов кораблей: Эльбского, базирующегося на Литомерице, и Дунайского, базировавшегося на Братиславу. Оба отряда были оснащены кораблями, доставшимися Чехословакии в наследство от Австро-Венгерского флота. В начале 20-х гг., Эльбский отряд был расформирован, а Дунайский отряд вошёл в состав 4-го инженерного полка чехословацкой армии. К концу 20-х гг. руководство чехословацких вооружённых сил решило усилить силы Дунайской флотилии двумя большими патрульными кораблями (речными мониторами)



Заказ на постройку кораблей был отдан машиностроительному концерну Skoda. Закладка первого корабля, и как оказалось впоследствии - единственного (работы по второму кораблю были прекращены по причине разраставшегося финансового кризиса), состоялась в августе 1929-го года на верфи Skoda в Комарно. Броня для корабля поступала с сталелитейного завода в Кладно, турбины - с завода Skoda в Пльзене, котлы - из Англии, производства Yarrow Shipbuilders, гребные винты - из Гамбурга, производства фирмы Zeis.



Речной монитор President Masaryk имел водоизмещение 214 т. Длина корабля составляла 47 м, ширина - 6 м, осадка - 1,07 м. В движение корабль приводился двумя паровыми турбинами общей мощностью 2 300 л.с. Скорость хода корабля составляла 17 узлов. Бронирование монитора было противопульным, толщина бронепояса составляла 10 мм, палубы - 5 мм, башен - 8 мм. Вооружение корабля состояло из 4-х 66-мм пушек производства Skoda, расположенных попарно в двух башнях, а также двух спаренных 7,92-мм зенитных пулемётов. Орудия вели огонь осколочно-фугасными снарядами, вес выстрела - 5 кг, начальная скорость снаряда - 600 м/с, дальность стрельбы - 11 500 м; боекомплект 66-мм орудий составлял 360 выстрелов. Экипаж корабля состоял из 38 человек (3 офицера, 3 унтер-офицера и 32 матроса).



Корабль был спущен на воду в 1930-м году, а представлен на испытания - в следующем, 1931-м году. Полученные на предварительных испытаниях результаты не удовлетворили военных - в ходе испытаний силовая установка корабля развила мощность всего в 1 600 л.с. и скорость составила 13,8 узлов, по этому монитор вернули на верфь для доработки. В ходе доработки каждый котёл получил отдельную дымовую трубу, была изменена конструкция винто-рулевой группы. Устранение недостатков было завершено в августе 1932-го года и корабль вошёл в состав Дунайской речной флотилии под именем President Masaryk, став флагманом соединения



Корабль находился в составе Дунайской флотилии до 1939-го года, и после оккупации Чехословакии немцами, последние ввели его в состав уже немецкой Дунайской флотилии, под названием Bechelaren. В 1941-м году вооружение корабля подверглось небольшим изменениям: одна из пулемётных установок была заменена на 20-мм зенитный автомат немецкого производства



В 1943-м году корабль прошёл капитальный ремонт на верфи в Линце. В ходе модернизации была заменена кормовая часть корабля, в результате чего длина корабля увеличилась на 30 см, и винто-рулевая группа; паровые машины были заменены на два дизельных двигателя мощность 1 800 л.с. каждый. Усилено было и зенитное вооружение корабля: пулемёты полностью убраны, а количество 20-мм автоматов увеличено до четырёх. Главный калибр корабля остался без изменений.



В конце 1944-го года корабль был задействован в боях с советскими войсками. В ходе боев корабль полностью исчерпал боекомплект к 66-мм орудиям, после чего был возвращён в Линц, где в очередной раз было модернизировано вооружение: башни с 66-мм орудиями были демонтированы, а вместо них установлено два 88-мм орудия с лёгкими щитами, также был добавлен также один 37-мм зенитный автомат.



11-го мая 1945-го года экипаж монитора сдался американским войскам. В 1947-м году корабль был возвращён Чезословакии. До 1954-го года рассматривались планы восстановления корабля, однако вскоре они были аннулированы, и корпус корабля был передан верфи в Комарно, где он использовался в качестве склада до 1976-го года, после чего разделан на металл





Posts from This Journal by “мореманское” Tag

  • Строительство морского гиганта

    Немецкий линейный корабль Bismarck у достроечной стенки верфи фирмы Blohm und Voss в Гамбурге; декабрь 1939-го года

  • Разбор полётов

    Выгрузка боеприпасов из немецкого тяжёлого крейсера Prinz Eugen, сдавшегося британскому флоту после капитуляции Германии; Копенгаген; май 1945-го…

  • Подпитка в пути

    Дозаправка вспомогательным танкером USS Kansas City (AOR-3) линейного корабля USS New Jersey (BB-62) и эсминца USS Buchanan (DDG-14) в ходе учений…

  • Переноска тяжестей

    Матросы британского эсминца HMS Ashanti (G51) с лентой снарядо в 40-мм зенитному орудию QF 2-pounder во время погрузки боекомплекта на корабль;…

  • В тихой гавани

    Подводные лодки из состава Итальянского союзного военного флота, действовавшего совместно с флотами стран-участниц антигитлеровской коалиции, на…

  • Подготовка к выходу

    Погрузка торпед на торпедный катер типа Vosper из состава 21-й флотилии Берегового командования ВМС Великобритании; военно-морская база Филикстоу;…

  • Пополнение арсеналов

    Погрузка снарядов главного калибра (381-мм) на британский линейный корабль HMS Barham (04); Гибралтар; ~ 1940-1941-й гг.

  • С корабля на бал

    Высадка с десантного корабля проекта 770 бронетранспортёров ТОРАS-2AP и ББМ БРДМ-2 из состава 7-й десантной дивизии (морской пехоты/береговой охраны)…

  • Плод компромисса

    Лёгкий крейсер военно-морских сил Нидерландов HNLMS De Ruyter (1935) Разработка проекта нового крупного боевого корабля была начата в…

promo 477768 july 6, 2014 14:00 31
Buy for 10 tokens
Серия фотографий, сделанных корреспондентом Майклом Ружье в Корее, в американском Мобильном Армейском Хирургическом Госпитале госпитале № 8063 в 1952-м году…
> В движение корабль приводился двумя паровыми турбинами общей мощностью 2 300 л.с.
> В 1943-м году корабль прошёл капитальный ремонт на верфи в Линце. В ходе модернизации была заменена кормовая часть корабля, в результате чего длина корабля увеличилась на 30 см, и винто-рулевая группа; паровые машины были заменены на два дизельных двигателя мощность 1 800 л.с. каждый.

Так на нем изначально турбины были или машины? Вроде пишут, что турбины. Но зачем турбины на речном корабле?
Паровая машина тут в широком смысле взята. А насчёт турбин - так они компактней, а двс необходимой мощности очевидно в распоряжении не имелось
Здесь ещё любопытный момент относительно доделки двигателя и корпуса для увеличения мощности и улучшения ходовых качеств:
Dvě turbíny se dvěma kotli Yarow měly výkon 1600 koní a umožňovaly plavbu rychlostí pouhých 13.8 uzlů. Byl tedy zvýšen jejich výkon na 2300 koní, mimo jiné tím že místo jednoho společného komína dostala každá souprava kotel-turbína vlastní, byly osazeny jiné šrouby a změnil se tvar zadní partie trupu včetně hřídelových tunelů. Po úpravách dosahovala loď rychlost 16.7 uzlů a armáda se ji, i přes drobné závady, rozhodla 8.8.1932 zařadit do stavu a domovskou základnou se stal bratislavský zimní přístav.

Edited at 2019-10-16 09:13 pm (UTC)
Спасибо, действительно существенная доработка получилась