В 1919-м году были образованы военно-морские силы Чехословацкой Республики. Первоначально они состояли из двух отрядов кораблей: Эльбского, базирующегося на Литомерице, и Дунайского, базировавшегося на Братиславу. Оба отряда были оснащены кораблями, доставшимися Чехословакии в наследство от Австро-Венгерского флота. В начале 20-х гг., Эльбский отряд был расформирован, а Дунайский отряд вошёл в состав 4-го инженерного полка чехословацкой армии. К концу 20-х гг. руководство чехословацких вооружённых сил решило усилить силы Дунайской флотилии двумя большими патрульными кораблями (речными мониторами)
Заказ на постройку кораблей был отдан машиностроительному концерну Skoda. Закладка первого корабля, и как оказалось впоследствии - единственного (работы по второму кораблю были прекращены по причине разраставшегося финансового кризиса), состоялась в августе 1929-го года на верфи Skoda в Комарно. Броня для корабля поступала с сталелитейного завода в Кладно, турбины - с завода Skoda в Пльзене, котлы - из Англии, производства Yarrow Shipbuilders, гребные винты - из Гамбурга, производства фирмы Zeis.
Речной монитор President Masaryk имел водоизмещение 214 т. Длина корабля составляла 47 м, ширина - 6 м, осадка - 1,07 м. В движение корабль приводился двумя паровыми турбинами общей мощностью 2 300 л.с. Скорость хода корабля составляла 17 узлов. Бронирование монитора было противопульным, толщина бронепояса составляла 10 мм, палубы - 5 мм, башен - 8 мм. Вооружение корабля состояло из 4-х 66-мм пушек производства Skoda, расположенных попарно в двух башнях, а также двух спаренных 7,92-мм зенитных пулемётов. Орудия вели огонь осколочно-фугасными снарядами, вес выстрела - 5 кг, начальная скорость снаряда - 600 м/с, дальность стрельбы - 11 500 м; боекомплект 66-мм орудий составлял 360 выстрелов. Экипаж корабля состоял из 38 человек (3 офицера, 3 унтер-офицера и 32 матроса).
Корабль был спущен на воду в 1930-м году, а представлен на испытания - в следующем, 1931-м году. Полученные на предварительных испытаниях результаты не удовлетворили военных - в ходе испытаний силовая установка корабля развила мощность всего в 1 600 л.с. и скорость составила 13,8 узлов, по этому монитор вернули на верфь для доработки. В ходе доработки каждый котёл получил отдельную дымовую трубу, была изменена конструкция винто-рулевой группы. Устранение недостатков было завершено в августе 1932-го года и корабль вошёл в состав Дунайской речной флотилии под именем President Masaryk, став флагманом соединения
Корабль находился в составе Дунайской флотилии до 1939-го года, и после оккупации Чехословакии немцами, последние ввели его в состав уже немецкой Дунайской флотилии, под названием Bechelaren. В 1941-м году вооружение корабля подверглось небольшим изменениям: одна из пулемётных установок была заменена на 20-мм зенитный автомат немецкого производства
В 1943-м году корабль прошёл капитальный ремонт на верфи в Линце. В ходе модернизации была заменена кормовая часть корабля, в результате чего длина корабля увеличилась на 30 см, и винто-рулевая группа; паровые машины были заменены на два дизельных двигателя мощность 1 800 л.с. каждый. Усилено было и зенитное вооружение корабля: пулемёты полностью убраны, а количество 20-мм автоматов увеличено до четырёх. Главный калибр корабля остался без изменений.
В конце 1944-го года корабль был задействован в боях с советскими войсками. В ходе боев корабль полностью исчерпал боекомплект к 66-мм орудиям, после чего был возвращён в Линц, где в очередной раз было модернизировано вооружение: башни с 66-мм орудиями были демонтированы, а вместо них установлено два 88-мм орудия с лёгкими щитами, также был добавлен также один 37-мм зенитный автомат.
11-го мая 1945-го года экипаж монитора сдался американским войскам. В 1947-м году корабль был возвращён Чезословакии. До 1954-го года рассматривались планы восстановления корабля, однако вскоре они были аннулированы, и корпус корабля был передан верфи в Комарно, где он использовался в качестве склада до 1976-го года, после чего разделан на металл
Journal information