
Самолёт-разведчик на базе учебно-тренировочного самолёта L-29 Delfin была создана конструкторами фирмы Aero Vodochody в 1964-м году. В ходе переделки, в задней кабине были демонтированы органы управления самолётом, взамен них оборудовано место наблюдателя и смонтированы органы управления фотокамерами, размещёнными в районе кабины. Также в ходе переделки, на законцовках крыльев были смонтированы дополнительные топливные баки. На самолёте были сохранены пилоны под крыльями, на которых могло быть размещено вооружение: 2 100-кг авиабомбы либо два блока НУРС УБ-57-4. Серийное производство L-29R Oko было начато в 1964-м году и продолжалось до 1968-го года. Всего было выпущено 53 разведывательных L-29.

Самолёты поступили на вооружение 45-го корректировочно-разведывательного авиационного полка, где самолётами L-29R укомплектовали 2-ю и 3-ю разведывательные эскадрильи (первая эскадрилья была оснащена разведчиками на базе истребителей МиГ-15). В 1969-м году 45-й полк был расформирован, к моменту расформирования на вооружении полка находилось 53 самолёта-разведчика L-29R, 4 разведчика МиГ-15Рбис, 6 учебно-тренировочных самолётов L-29 и 5 вертолётов Ми-1. После расформирования 45-го полка, 2-я и 3-я эскадрильи были переданы в состав 47-го разведывательного авиационного полка, при этом в состав 47-го полка было передано только 32 L-29R, остальные машины перешли в состав частей истребительно-бомбардировочной авиации, учебных частей и в распоряжение научно-исследовательских учреждений.

В роли разведчиков самолёты продержались относительно недолго - ко второй половине 70-х гг. их возможности и эффективность ведения разведки существенно снизилась, что привело к выводу самолёта из строевых частей. Тогда же была создана и программа переделки L-29R в учебно-тренировочный самолёт. В ходе переделки из самолёта были убраны фотоаппараты, дополнительные топливные баки и всё оборудование из второй кабины. Данная модификация была принята на вооружение как L-29RS, и всего по данной программе был переделан 31 самолёт (из которых 4 передано Вьетнаму)

Самолёты L-29R И L-29RS оставались на вооружении чехословацких ВВС вплоть до начала 90-х гг. Последние самолёты были выведены из эксплуатации уже в 1993-м году после разделения Чехословакии


Journal information