
Весной 1943-го года руководством Италии было решено сформировать мобильное соединение, танковую дивизию, в составе Добровольной милиции национальной безопасности (они же - чернорубашечники). Вооружение для формируемой дивизии обязалась представить немецкая сторона и всего было передано 36 танков и САУ - по 12 Pz.IIIN и Pz.IVG, 12 StuG.IIIG, а также 24 88-мм зенитных орудия Flak.37. Организационно, 1-я танковая дивизия состояла из танковой группы Leonessa, в составе 3-х танковых рот: 1-й на Pz.IVG, 2-й на Pz.IIIN и 3-й на StuG.III; 2-х пехотных боевых групп - Tagliamento и Montebello, каждая в составе 2-х штурмовых и одного батальона сопровождения; артиллерийской группы Valle Scrivia, состоящей из двух трёхбатарейных дивизионов, вооружённых пушками Flak.37, а также дивизионные части боевого и тылового обеспечения

Формирование дивизии было начато в мае 1943-го года в районе города Кьюзи, провинции Тоскана, командиром дивизии стал Алессандро Лусана. Тогда же дивизия получила и вооружение, переданное из Германии, а также группу немецких инструкторов, прибывших для обучения итальянского личного состава. С формированием 1-й бронетанковой дивизии чернорубашечников, в итальянских вооружённых силах сложилась ситуация, неприятная для руководства королевской армии: появилось "политическое" соединение, которое было вооружено лучше, чем армейские соединения. Это создало свои, дополнительные трудности в формировании дивизии (помимо дисциплины в частях и сложностей с налаживанием взаимодействия в самой дивизии), по этому когда после начала высадки англо-американских войск на Сицилии, Муссолини потребовал введения дивизии в бой, немецкие инструкторы заявили о неготовности частей дивизии к вступлению в бой.

К 25-му июля 1943-го года части дивизии находились в районе Рима, в составе дивизии на тот момент находилось 5 700 человек, 36 танков и САУ, 24 зенитных и 20 противотанковых орудий, 52 миномёта. Личный состав дивизии не выступил против свержения Муссолини, произошедшего 25-го июля, по этому руководством решено было оставить соединение, ограничившись сменой командира, назначив вместо Лусано генерала Карли де Бельгоро, бывшего командира 131-й танковой дивизии Чентауро. 27-го июля дивизия также изменила и название, став 136-й танковой дивизией Чентауро. Также подверглась изменениям и организационно-штатная структура дивизии: она стала включать в себя 131-й танковый полк, в составе бронетанковой группы Leonessa и включённого в состав полка XIX-го армейского танкового батальона на танках М.15/42, моторизованного полка легионеров, объединившего бывшие группы Tagliamento и Montebello, 136-й артиллерийский полк,бывший ранее артиллерийской группой дивизии, а также 18-й полк берсальеров.

В августе 1943-го года 136-я танковая дивизия дислоцировалась в районе Рима. Личный состав дивизии считался не благонадёжным - личный состав дивизии был намерен вести борьбу с англо-американскими войсками и партизанами, но не с немецкими войсками. Собственно ради повышения благонадёжности в состав дивизии включили 18-й полк и XIX-й танковый батальон, среди личного состава которых было много монархистов, однако которые, по факту, в состав дивизии так и не прибыли, действуя от неё отдельно. В дивизии производилась замена командного состава на монархистов, однако недоверие к дивизии оставалось, по этому 3-го сентября 1943-го года её вывели из Рима и отправили на охрану авиабазы Гуидония. 8-го сентября немецкие войска начали проведение операции Ось - разоружения частей итальянской армии, части диизии получили приказ на выдвижение в Рим для усиления обороны, однако дивизия проигнорировала этот приказ, оставшись на позициях. 13-го сентября дивизия без сопротивления была разоружена немецкими и лояльными им итальянскими войсками, при этом танки и орудия немецкого производства были использованы немцами.
Journal information