В декабре 1934-го года конструкторы Центрального аэрогидродинамического института приступили к разработке тяжёлого гидросамолёта для нужд ВМФ СССР. Работы начали согласно решения Совета труда и обороны, и согласно этого решения, перспективный гидросамолёт должен был выполнять роль тяжёлого бомбардировщика, разведчика и транспортного самолёта. В 1935-1936-м гг. была создана документация и завершена постройка макета самолёта. Опытный образец самолёта был построен в 1936-1937-м гг., и к лётным испытаниям самолёта приступили в апреле 1937-го года. Испытания первого лётного образца продолжались до февраля 1939-го года, пока в ходе одного из испытательных полётов самолёт не получил повреждения и не был списан
Параллельно с испытаниями первого опытного образца, продолжалась доработка самолёта и велась постройка второго опытного образца. Второй образец самолёта, получивший обозначения МТБ-2Д ("Дублёр"), в марте 1939-го был представлен на государственные испытания, которые успешно были завершены в мае того же года, а самолёт был рекомендован к серийному производству.
Самолёт МТБ-2 оснащался 4-мя двигателями М-87А, мощностью 950 л.с., имел крейсерскую скорость в 320 км/ч, и практическую дальность полёта в 2 500 км. Самолёт вооружался двумя 20-мм пушками ШВАК и двумя 7,62-мм пулемётами ШКАС, бомбовая нагрузка самолёта составляла до 2 000 кг.
В 1939-1940-м гг. серийное производство самолёта пытались наладить на авиационном заводе № 30 в Подмосковье, однако до начала войны это решение реализовать не удалось. Опытный же экземпляр самолёта был включён в состав морской авиации Черноморского флота и использовался до августа 1942-го года, пока не был сбит немецкими истребителями
Journal information