
В 1968-м году на вооружение Советской армии был принят зенитно-ракетный комплекс 9К31 "Стрела-1", предназначенный для непосредственного прикрытия мотострелковых и танковых подразделений сухопутных войск от авиационных ударов. В Советской армии пусковые установки комплекса поступали на вооружение зенитных ракетно-артиллерийских батарей мотострелковых и танковых полков. Комплексы предназначались для совместных действий с 23-мм счетверёнными ЗСУ 2А6 "Шилка" и машинами управления ПВО ПУ-12, при этом в составе типовой батареи находилось 4 БМ 9А31 ЗРК 9К31, 4 ЗСУ 2А6 и 1 пункт управления ПУ-12.

Появление зенитно-ракетных комплексов на полковом уровне в Советской армии привело к аналогичным шагам и в других странах Организации Варшавского договора, среди них и в Войске польском, потребность в полковых ЗРК оценивалась в 232 единицы. В отличии от советских штатов, в польской армии комплексы предполагалось использовать совместно с "Шилками" только в танковых полках, помимо 4 БМ ЗРК, в мотострелковых полках батареи планировалось оснащать 4-мя 23-мм спаренными буксируемыми установками ЗУ-23, а вместо пунктов управления ПУ-12 на шасси БТР-60 предполагалось использовать обычные КШМ ОТ-64R3 (аналог советской КШМ Р-145БМ "Чайка").

При рассмотрении вопроса о производстве ЗРК для польской армии первоначально речь шла о том, что поставки пусковых установок будут осуществляться из СССР, а производство ЗУР 9М31 будет организовано в Польше по советской лицензии, но в последствии эти планы были изменены: польская сторона стала настаивать на изготовлении пусковых установок непосредственно в Польше, при этом в качестве шасси планировалось использовать не колёсный бронеавтомобиль БРДМ-2, а гусеничный транспортёр МТ-ЛБ, производство которого разворачивалось на заводе Huta Stalowa Wola.

Решение о переводе "Стрелы" на базе МТ-ЛБ оказалось судьбоносным: производство пусковых установок на гусеничном шасси развернуть не удалось, а боевых машин 9А31 в период 1970-1974-го гг. из СССР прибыло только 14 штук Полноценные зенитные ракетно-артиллерийские батареи были сформированы только в трёх полках польской армии: 18-м танковом и 12-м механизированном полках 4-й механизированной и 9-м механизированном полку 12-й механизированной дивизий; ещё две установки были переданы высшей офицерской школе войск ПВО в Кошалине, откуда в начале 80-х комплексы были переданы 1-му механизированному полку 1-й механизированной дивизии. Комплексы "Стрела-1" прослужили в польской армии до 1994-го года


Journal information